О чем говорит дым из выхлопной трубы и его цвет?

Неисправности, связанные с силовым агрегатом и топливной системой автомобиля, можно с высокой степенью точности диагностировать по некоторым внешним симптомам. Изменение технического состояния мотора и появление серьезных проблем нетрудно отследить по окрасу выпускных газов. 

Различный цвет дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя указывает на попадание в цилиндры технологических жидкостей либо подачу слишком обогащенной горючей смеси. Нужно лишь уметь различать оттенки выхлопа и сопоставлять с другими признаками.

Содержание

Белый дым

Если вы заводите свой автомобиль после длительного простоя, белый выхлоп не будет являться признаком какой-либо неисправности. Белесоватый оттенок – это результат насыщения выхлопных газов водой. Дело в том, что на непрогретой машине влага, находящаяся в атмосферном воздухе, в районе выхлопной трубы частично конденсируется, что и делает выхлоп непрозрачным. Этому явлению соответствует характерный признак – наличие капель воды на срезе трубы. Как только мотор прогревается, конденсат исчезает, и выхлоп опять становится прозрачным.

Впрочем, при отрицательных температурах (морозе более 10 градусов) пар будет образовываться в выхлопной системе автотранспортного средства и на прогретом силовом агрегате. Если температура опускается до минус двадцати градусов, из выхлопной трубы будет валить густой белый дым, напоминающий дым из печной трубы.

Таким образом, температура и влажность воздуха напрямую влияют на цвет дыма, идущего из глушителя.

Но если на улице – плюсовая температура, а двигатель горячий, и при этом из трубы идёт дым белого цвета – это уже явное свидетельство либо проблем с системой подачи топлива, либо перегрева мотора. Опытные автомобилисты в состоянии более точно диагностировать состояние машины по запаху и оттенку выхлопа. Перечислим самые распространённые причины этого явления:

  • конденсат в оконечной части глушителя;
  • попадание в бак с горючим воды;
  • несбалансированное/неправильное функционирование системы впрыска;
  • в камеру сгорания проникает ОЖ;
  • ТВС сгорает частично.

Отметим, что в зависимости от типа силового агрегата (бензиновый или на солярке) могут различаться и причины возникновения белого дыма поэтому стоит рассмотреть их по отдельности.

Белый дым в дизельном моторе

Характерной особенностью дизельного агрегата является впрыск горючего в КС через форсунку под достаточно большим давлением. При прохождении солярки через сопло образуется факел распыла, позволяющий максимально равномерно распылять топливо по всему объёму камеры. Внутри цилиндра эти мельчайшие капли нагреваются и начинают активно испаряться.

Независимо от того, работает ли мотор под нагрузкой или в режиме ХХ, подобное распыление при исправном силовом агрегате происходит одинаково эффективно. Воспламенение ТВС происходит в результате её нагрева, при этом в идеальном варианте смесь воздуха и солярки сгорает практически полностью, приводя в движение поршень. Но поскольку горение – это бурная химическая реакция, в результате этого процесса образуются негорючие вещества, которые называют выхлопом. Для идеальных условий, которые характерны для нового автомобиля, цвет выхлопа будет прозрачным, невидимым. Белый оттенок приобретается в следующих случаях:

  • на холодном моторе в глушителе имеется повышенная влажность;
  • сгорание ТВС происходит частично;
  • наличие обильного конденсата в выхлопной системе;
  • в цилиндры проникает ОЖ.

Если речь идёт о прогреве исправного дизельного силового агрегата, то, как уже говорилось выше, это нельзя рассматривать как патологию – белый оттенок выхлопу придаёт конденсат, скопившийся в глушителе за время простоя машины. Обычно после выхода на обычный температурный режим двигателя выхлоп становится прозрачным. Зимой на прогрев мотора уходит больше времени, поэтому и дым валит из трубы дольше обычного.

Рассмотрим более подробно остальные причины.

Неполное сгорание солярки

ПО разным причинам сгорание ТВС может происходить частично. В результате часть газов, которые приводят в движение поршень, проникает в выхлопную систему автомашины. При исправном двигателе такое явление характерно для зимнего периода, когда ТВС, попадая в цилиндр, своевременно не воспламеняется, поскольку не успевает прогреться до соответствующей температуры. При прогреве силового агрегата все процессы приходят в норму, и цвет выхлопа становится прозрачным. Если этого не происходит – можно говорить о наличии неисправностей.

Как правило, неполное сгорание ТВС в дизельном моторе – результат рассогласования угла подачи в камеру сгорания горючего, даже сели система вышла на штатный температурный режим работы.

Густой белый дым, идущий из выхлопной трубы в этом случае, является следствием запаздывания вспышки топливно-воздушной смеси, из-за чего снижается скорость её сгорания, даже если распыление солярки форсунками происходит в штатном режиме и без отклонений.

Причины неполного сгорания ТВС в дизельном силовом агрегате:

  • свечи накала работают неэффективно;
  • компрессия в цилиндрах по отношению к номинальному значению снижена;
  • в ТНВД имеются проблемы (обычно это износ плунжерных пар).

К таким же результатам приведёт впрыск солярки под более высоким давлением, чем в норме.

При наличии подобных неисправностей могут наблюдаться трудности с пуском мотора, независимо от его состояния, дизельный агрегат начинает «троить», пропадает стабильность работы и на ХХ, и под нагрузкой.

В результате уменьшается разгонная динамика, растёт расход дизтоплива, да и вообще машина начинает откровенно «тупить» при нажатии на педаль акселератора.

В цилиндрах появляется ОЖ

Строго говоря, попадание в цилиндры тосола может изменить цвет выхлопа на любой – об белого до густого серого, в зависимости от конкретного состава ОЖ. В то же время консистенция дыма (густой или достаточно прозрачный) зависит уже от других факторов, прежде всего – от температурных.

Задымленность выхлопа – это прямой результат увеличения количества воды в ТВС, однако само по себе это не сильно сказывается на работоспособности самого мотора. Но наличие в солярке серы – это тот отрицательный фактор, который характерен именно для дизельных двигателей. В цилиндрах это вещество в результате воздействия высоких температур окисляется с образованием сернистого ангидрида, который заметно снижает ресурс силового агрегата и всех связанных с ним узлов автомобиля.

Как же попадает тосол/антифриз внутрь цилиндров? Чаще всего – по причине разгерметизации прокладки БЦ. Она может прогореть, деформироваться или оказаться пробитой. Реже, но к таким же результатам приводит трещина в головке БЦ или непосредственно в блоке. Ещё один путь проникновения ОЖ в цилиндры – из-за разгерметизации прокладки коллектора системы впуска (однако это возможно не на всех модификациях дизельных моторов).

Если утечка охлаждающей жидкости серьёзная, это скажется на эффективности работы системы охлаждения (двигатель начнёт перегреваться, что можно заметить по шкале приборов или контролируя уровень ОЖ в расширительном бачке).

Открутив пробку радиатора, можно в таких случаях диагностировать неисправность по характерному запаху горючего и наличию на поверхности антифриза масляных пятен.

Ещё один способ выявления утечки тосола – отставить открученной пробку расширительного бачка, не глуша силовой агрегат. В результате давление, характерное для системы охлаждения, заметно вырастет, что приведёт к поднятию уровня ОЖ, однако он будет нестабильным, а об утечке будут свидетельствовать пузырьки газа и разбрызгивание жидкости через заливную горловину.

Когда мотор глушится, тосол через ПК попадает также в систему смазки, накопляясь в поддоне картера и становясь причиной образования масляной эмульсии. Разбавленное антифризом моторное масло визуально можно отличить по более светлому оттенку и отсутствию характерного блеска. Разумеется, эксплуатационные свойства такой смазывающей жидкости существенно снижаются. Под воздействием температуры эмульсия превращается в пену жёлто-коричневого оттенка, которая начинает откладываться на внутренней поверхности крышки маслозаливной горловины, а также на крышке клапанов.

Отметим, что наличие микротрещин обычно не носит критического характера: ОЖ проникает в цилиндры в крайне незначительных количествах, не приводя к серьёзным последствиям. Эмульсии и пены в этом случае вы не увидите, а масло может выглядеть вполне чистым.

Рекомендуем:  Причины всех типов износа шин

Однако более серьёзные дефекты могут привести к гидроудару силового агрегата, в результате чего, скорее всего, ему потребуется капитальный ремонт, поэтому при появлении первых признаков обильной течи ОЖ следует немедленно искать и устранять причину.

Добавим, что иногда течи ОЖ появляются вследствие перегрева мотора, а не наоборот. Кроме проверки целостности БЦ, радиатора, патрубков и соединений системы охлаждения, потребуется тщательное исследование термостата, а также вентиляторного датчика.

Белый выхлоп в бензиновых СА

Наличие конденсата в глушителе – явление, которое возникает независимо от типа двигателя. Но это явление наблюдается исключительно при прогреве силового агрегата или когда на улице очень холодно. В противном случае можно говорить о возникновении определённых неполадок.

Если белый выхлоп заметен и на прогретом двигателе, самой частой причиной такого явления считается попадание антифриза в цилиндры. Впрочем, цвет может быть и другим – всё зависит от конкретного состава охлаждающей жидкости. Диагностирование неисправности заключается в проверке герметичности системы охлаждения.

Чтобы определить, что стало причиной появления цвета у выхлопа, тосол или обычная вода, можно прислонить к торцу глушителя лист белой бумаги на секунд 10-15. Если на поверхности листа появятся пятна от жирных капелек – причина в протечке ОЖ, если бумага будет мокрой, но не жирной – значит, это просто водяной конденсат.

Второй способ диагностики нарушения герметичности системы охлаждения заключается в снятии пробки расширительного бачка при работающем моторе. Если в бачке будут наблюдаться пузырьки, масляная плёнка или будет исходить запах выхлопных газов – скорее всего, речь идёт о трещине, появившейся в ГБЦ или непосредственно на блоке, либо о нарушении целостности прокладки блока цилиндров.

Явным признаком утечки ОЖ считается заметное снижение уровня тосола, что грозит его попаданием не только в цилиндры, но и в поддон картера, где происходит смешивание моторного масла и антифриза. Об этом будет указывать изменение цвета масла на щупе – оно приобретёт хорошо заметный молочный оттенок. В результате ММ становится малопригодным для использования, что скажется на мощностных характеристиках двигателя.

Устранение протечек ОЖ – процедура, требующая частичной разборки мотора поэтому при отсутствии необходимых навыков лучше, чтобы этим занимались специалисты. Речь идёт о демонтаже ГБЦ, что позволит получить доступ к прокладке и заодно упростит осмотр самого блока на наличие трещин и дефектов. Обычно место утёчки выдаёт себя наличием маслянистых пятен. В большинстве случаев достаточно заменить прокладку, но при наличии микротрещин в головке блока (чаще всего они появляются в районе расположения гнёзд клапанов) задача избавления от протечки ОЖ сильно усложняется.

Разборка мотора автомобиля

Иногда трещина появляется и в стенках одного из цилиндров. В обоих случаях потребуется замена всей детали, что потребует значительных капиталовложений.

Если же причина протечки – во впускном коллекторе, запах выхлопа в ОЖ ощущаться не будет, но все остальные симптомы будут присутствовать, в том числе изменение цвета масла, появление эмульсии, понижение уровня антифриза в расширительном бачке. Зато снимать головку не придётся, нужно осмотреть только впускной коллектор.

Отметим, что незначительные дефекты любой этиологии могут и не привести к попаданию ОЖ в камеру сгорания, не говоря о картере, однако если из отверстия выхлопной трубы появляется белесоватый сильный дым, это причина волноваться. Если протечка сильная, ОЖ может попасть в пространство над поршнем и создать препятствия для нормального вращения коленвала. Попытки завестись в итоге не увенчаются успехом.

В любом случае нужно понимать, что утечка тосола, если уж она появилась, с течением времени будет только прогрессировать, смазывающие функции моторного масла также будут снижаться, приводя к преждевременному износу всей цилиндропоршневой группы. При худшем сценарии вы угробите двигатель уже через сотню-другую километров после появления проблемы.

Причины возникновения дыма двигателя

Усиленный выход газов из глушителя может быть следствием неправильного баланса между горючим и воздухом, не одновременного либо неполного сгорания смеси, попадания масла или антифриза в цилиндры двигателя. Основные причины, почему машина дымит, можно обобщить ниже:

  • возникновение неисправностей в топливной системе;
  • износ деталей цилиндро-поршневой группы;
  • неполадки охлаждающей системы;
  • неправильное функционирование газораспределительного механизма.

Опытные автослесари могут точно определить, почему автомобиль сильно дымит, изучив оттенок выхлопа. А если известна причина, то справиться с проблемой гораздо легче. Появление сизого, белого или черного выхлопа зачастую сопровождается «попутными» неприятностями:

  • Затрудненным пуском остывшего двигателя.
  • Неустойчивой работой силового агрегата в холостом режиме и под нагрузкой (стрелка тахометра скачет).
  • Увеличенным расходом масла и бензина (солярки).

Здесь стоит сделать небольшое отступление. Дело в том, что у некоторых автомобилей сравнительно высокий расход масла и горючего предусмотрен производителями. Это относится к мощным и дорогим машинам. Например, двигатель Toyota 2UZ FE объемом 4,7 л по трассе расходует 10 л на 100 км, а в городе все 16. При этом естественный угар масла составляет 1 л на 1000 км. Подобные параметры особенно резко бросаются в глаза после пересадки с экономичных машин среднего класса.

  • Потерей тяговой мощности автомобиля.

Бывает и так, что дым из трубы глушителя – единственный признак неисправности какого-либо узла машины. Более точно диагностировать неисправность можно по цвету выхлопа.

Прозрачный дым

Неопытные автовладельцы иногда выходящий из глушителя пар принимают за дым и начинают паниковать. Однако это вполне нормальное явление. Жидкость конденсируется на выхлопной трубе при низких температурах и после начала работы двигателя вода начинает активно испаряться, превращаясь в пар. Когда мотор нагреется до рабочей температуры, «явление» прекратится. Объем выделяемого пара связан с влажностью окружающего воздуха: чем она больше, тем продолжительнее белое «дымление». Оно не является признаком поломки силового агрегата, и никаких действий в этом случае предпринимать не требуется. Чтобы окончательно убедиться, что движок работает нормально и из трубы идет пар, приложите к трубе глушителя чистый листок бумаги на несколько секунд: вода высохнет и не оставит ни малейших следов. Если это так, значит, все в порядке.

Выход черного дыма

Эта неприятность наносит наиболее серьезный урон экологической обстановке и свидетельствует о серьезных неполадках в силовой установке. При этом ощущается сильный запах горелого масла или металла, в салоне иногда воняет нагретым пластиком. Почему такое происходит? Вероятные причины, когда двигатель дымит в этом «режиме»:

  • неполадки топливной системы, забит топливный фильтр: серьезно разбалансирован состав воздушно топливной системы – в цилиндры поступает чрезмерно обогащенная смесь (много бензина или солярки и мало воздуха);
  • сбои в электронном блоке управления двигателем (нарушен правильный впрыск);
  • утрата форсунками (они переливают) герметичности в инжекторном двигателе;
  • поломка катализатора;
  • падение компрессии в цилиндрах силового агрегата: причиной служит износ колец, поршней в результате длительной эксплуатации или некачественного ремонта.

Удаление катализатора в Самаре может значительно улучшить работу двигателя и обрести «новое дыхание». При неисправности катализатора эффективность двигателя снижается в разы, а это значит, что вы не получите от своего той мощи, на которую рассчитываете.

Эти неисправности ведут к повышенному расходу горючего, рядом с машиной будет ощущаться запах бензина или солярки. Для ускоренной проверки выверните свечи и оцените их: черный налет подтверждает неисправность системы зажигания или подачи топлива.

 Дымообразование голубоватого оттенка

Если он появляется у дизеля или автомобиля, работающего на бензине, то это говорит о проникновении масла внутрь цилиндров. В результате смазочный состав сгорает, образуя сизые клубы дыма, который плохо рассеивается. Голубой оттенок может иметь разную интенсивность, что связано с маркой применяемого масла, температурой окружающего воздуха. Убедиться в перерасходе смазочного материала можно, измерив щупом его уровень. Регулярное уменьшение количества масла свидетельствует о его сгорании или утечке. Еще один тест проводится с помощью листа чистой бумаги, приставленной к трубе глушителя при заведенном моторе. Маслянистые пятна только подтвердят присутствие смазочного состава в камере сгорания. Причины, по которым двигатель дымит:

  • поломка, износ или невысокое качество маслосъемных колпачков: при пуске мотора на «холодную» после продолжительной стоянки смазочный состав будет сгорать вместе с топливом, что сразу покажет дымообразование;
  • поломка турбокомпрессора;
  • залегание колец поршня;
  • плохое масло — использование смазочного материала, не соответствующего требованиям производителя.

Рекомендуем:  Как правильно прокачать тормоза на ВАЗ 2110?

Сизый дым может образовываться и при несильном износе двигателя. После прогрева элементы силового агрегата начинают расширяться, и синий выхлоп постепенно становится менее сильным, а потом может и вовсе исчезнуть.

Белое плотное дымообразование

От пара он отличается не только повышенной плотностью. Если машина дымит белым дымом, то последний будет долго рассеивается. Одновременно ощущается запах гари, не исчезающий после достижения движком рабочей температуры. При пуске двигателя на «горячую» проблема также не решается. Белый дым говорит о наличии серьезных проблем в охлаждающей системе: попадании в масло антифриза. Оттенки выхлопа зависят от типа антифриза (ОЖ). Причины возникновения данной проблемы:

  • нарушение герметичности ГБЦ: образование трещин, сильная деформация или прогар прокладки;
  • применение низкокачественной ОЖ и забитая система охлаждения: плохой антифриз способен буквально «проедать» металл, резко усиливая коррозию, что в может привести к невозможности восстановления некоторых деталей охлаждающей системы.
Рекомендуем:  Что делать если примерзли колодки ручника?

При смешивании антифриза и масла, последнее утрачивает свои качества и становится менее вязким, что отрицательно сказывается на нормальном функционировании всех систем силовой установки и ведет к снижению его эксплуатационного ресурса.

Необходимые действия при появлении белого плотного дыма

Сначала внимательно осмотрите свечи: если на них есть накипь, это говорит о попадании воды внутрь цилиндров. Затем откройте крышку расширительного бачка системы охлаждения: малый уровень антифриза, масляная пленка, запах гари свидетельствуют о нарушении герметичности системы охлаждения. Далее нужно демонтировать головку и проверить целостность ее прокладки, наличие трещин. Все восстановительные работы необходимо проводить в специализированной автомастерской.

Действия при появлении сизого дыма

В камеру, где приготовляется воздушно-топливная смесь, масло проникает через утратившую свою герметичность клапана или «благодаря» изношенным поршневым кольцам и низкой компрессии. Тогда потребуется растачивать и хонинговать цилиндры, переходить на следующий ремонтный размер. Иногда (но ненадолго) помогает замена поршневых колец. Первый вариант, когда количество масла, попадающего в цилиндры, превышает все пределы, подразумевает замену маслосъемных колпачков или клапанов.

Иногда беловатый дым синего оттенка образуется из-за утечки смазывающего состава и попадания его на выпускной коллектор. Тогда проверьте и при необходимости поставить новые прокладки и (или) сальник коленвала.

Сизый дым: бензиновый мотор

В такой ситуации надо быть готовым к ремонту. Если двигатель дымит синим дымом, это верный признак масла в цилиндрах. Как оно туда попадает – уже другой вопрос, как правило, это следствие износа деталей.

Двигатель дымит синим дымом потому что масло сгорает вместе с бензином. Поэтому, стоит подумать, откуда оно там. Есть всего два пути: снизу и сверху.

  • Износ маслосъемных колпачков приводит к тому, что идет синий дым из выхлопной трубы. Как правило, двигатель дымит синим дымом после замены масла, особенно, если замена производилась невовремя. Дело в том, что старое, грязное масло обладает большей вязкостью, а мусор и грязь, которая в нем имеется, играет роль сальника. Таким образом, пока залито старое масло, двигатель работает боле ли менее нормально. Новое масло все это промывает, после чего маслосъемный колпачок становится заливной горловиной.
  • Износ маслосъемных колец так же приводит к тому, что двигатель дымит синим. Их роль – собирать масло со стенок цилиндров во время рабочего хода и впуска, то есть, когда поршень стремится к нижней мертвой точке. Говоря простым языком, идет вниз. Если кольца износились, то масло остается на стенках цилиндров, после чего собирается компрессионными кольцами во время такта сжатия и выпуска, то есть, когда поршень идет вверх. Для того, чтобы диагностировать данную неисправность, надо проверить компрессию.

Если же дымит двигатель синим дымом, то надо обратить внимание на уровень масла и постоянно за ним следить, потому что «жор масла» будет проявляться любом случае. После того, как проявилась данная неисправность, желательно поубавить свои аппетиты и не крутить двигатель выше 3000 оборотов.

Проверять цвет дыма надо на горячую, идеально во время старта с места в горку. Так же стоит обратить внимание на выхлопной патрубок – он должен быть сухим. Масло по природе своей в цилиндрах не сгорает, а вылетает в выхлопной тракт с газами. Соответственно, его остатки будут видны на патрубке.

У дизельного мотора причины ровно те же, поэтому рассматривать его отдельно нет смысла.

Белый

Белый дым из выхлопной трубы любого поршневого двигателя, будь то дизель или бензиновый — это на самом деле пар с примесью дыма. Причины, могущие его вызвать  на прогретом моторе, не многочисленны. Вернее, причина одна — попадание охлаждающей жидкости в камеры сгорания двигателя. Иногда называют еще одну — вода в топливе. Но известно, что вода не смешивается с топливом, будь то бензин или солярка и тяжелее его, а топливозаборник находится у дна бака. Поэтому при попадании значительного количества воды в бак произойдет остановка двигателя. А при попадании небольшого количества воды пар в выхлопе двигателя не будет заметен. Эксплуатация автомобиля с выхлопом сгоревшей ОЖ чревата перегревом мотора и температурной деформацией головки блока. Так что лучше не тянуть с устранением неисправности, потому что позже ремонт может обойтись дороже.

Охлаждающая жидкость чаще всего попадает в цилиндры через дефект прокладки головки блока или из-за неплотности прилегания головки к блоку вследствие ее температурной деформации либо ослабления затяжки крепления. Иногда антифриз проникает в камеры сгорания через стык впускного коллектора с головкой блока из-за ослабления натяжения крепления или дефекта прокладки между ними.

Белый дым выхлопа не путайте с синеватым. Различить их вам поможет обоняние (у белого сладковатый запах тосола, синий же пахнет горелым маслом).

Нагар на свечах зажигания бензинового силового агрегата тоже отличается в этих случаях. Если тосол попадает в камеру сгорания, на свече будут крупинки белого налета. При этом неизбежно понижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Во время работы двигателя с дефектом прокладки головки блока, в расширительном бачке обычно наблюдается бурление пузырей. Это в систему охлаждения прорываются выхлопные газы из камеры сгорания, в которую попадает охлаждающая жидкость.

Выхлоп исправного мотора

Нормальный цвет газов, выходящих из выпускного тракта на холостых оборотах бензинового двигателя, – светло-серый либо прозрачный. Когда силовой агрегат находится в удовлетворительном техническом состоянии, дым практически не виден. На дизеле может наблюдаться едва заметный черный выброс в момент резкого нажатия педали акселератора.

Выполняя диагностику мотора по расцветке дымовых газов, учитывайте следующие особенности:

  1. Силовой агрегат необходимо прогреть до минимальной температуры 60–70 градусов. Пока двигатель холодный, блок управления подает в цилиндры обогащенную топливную смесь с повышенным содержанием бензина, отчего дым становится темнее.
  2. Вырывающиеся из трубы капли воды – это конденсат, образующийся при контакте горячих поверхностей и деталей системы с окружающим воздухом. Хорошо заметен на непрогретом моторе и не является симптомом какой-либо неполадки.
  3. При влажной погоде (туман, дождь) содержание водяных паров в воздухе существенно увеличивается. Проникая в цилиндры, влага испаряется и выбрасывается наружу через трубу, дым приобретает слегка белесый оттенок, а количество конденсата увеличивается.
  4. В темное время суток выхлопные газы визуально кажутся белыми, поэтому заниматься диагностикой ночью нельзя.

Важно! Четко установить характер неисправности мотора по цвету дыма невозможно без анализа вторичных признаков. О протекающих внутри цилиндров процессах многое скажут свечи зажигания – состояние и окрас электродов поможет точнее выявить источник проблемы.

Что такое выхлоп

Сравнивать выхлопные газы с выдыхаемым человеком воздухом не совсем корректно, но аналогия здесь имеется. И в том, и другом случае на вход подаётся атмосферный воздух, а на выходе получаем некую смесь газов с низким содержанием кислорода, причём большая часть этой смеси приходится на воду и углекислый газ. Но поскольку в воздухе содержится много азота, при его сгорании в цилиндрах авто образуются также окислы азота (NO), считающиеся загрязнителями атмосферы, и именно их считают виновниками «кислотных» дождей. Но не полностью сгорает не только воздух, но и топливо, в результате чего образуются углеродистые соединения (СН и СО). А если учесть, что в ТВС так или иначе попадает смазывающая жидкость и другие вещества, то при их сгорании выхлоп пополняется и другими вредными газами. Частично они нейтрализуются фильтрами и катализатором, но этого в большинстве случаев недостаточно. Кроме того, системы фильтрации со временем становятся менее эффективными, поэтому состав выхлопных газов меняется, а вместе с ним меняет цвет и дым из глушителя.

Рекомендуем:  Почему двигатель ест масло

Однако далеко не всегда появление густого дыма свидетельствует о том, что каталитический нейтрализатор нужно менять. Более того, подобные симптомы свидетельствуют скорее не о проблемах с механизмом саморегуляции, а о более серьёзных неисправностях других узлов автомобиля, и прежде всего – силового агрегата.

Поэтому стоит знать, какой дым должен идти из выхлопной трубы в норме, и что означает, если он изменяет цвет и интенсивность.

Идет дым из выхлопной трубы — серый, синий, белый, черный дым из выхлопной трубы

У этого поста — .

Большое белое облако дыма

Запуская автомобиль холодным зимним утром, вы не раз замечали клубы белого дыма, выходящего из выхлопных труб, окутывающие автомобиль сзади. Облако поднимается вверх и полностью растворяется в воздухе. Образование такого «дыма» объясняется тем, что двигатель машины остывает за ночь и становится очень холодным. Облако по своему составу не является дымом, это водяной пар, который конденсируется под воздействием холодного воздуха. Водяной пар представляет собой побочный продукт горения бензина и образуется при холодной температуре. Чем она ниже, тем больше и заметнее облако. Большое количество водяного пара в выхлопе свидетельствует о хорошей работе двигателя. Для самой выхлопной системы его образование не является хорошим показателем. При длительных поездках, когда происходит прогрев двигателя до оптимальной рабочей температуры, вода испаряется полностью. Если автомобиль передвигается на короткие расстояния, двигатель до нужной температуры не прогревается, а вода остается в выхлопных трубах и глушителе, что становится причиной возникновения коррозии.

Читайте также:  Разборка и сборка синхронизатора Lada Granta

Дым синевато-белого цвета

Если запуск автомобиля сопровождается выходом синеватого дыма из выхлопных труб, это говорит о том, что в цилиндры попало небольшое количество моторного масла. При запуске двигателя за несколько секунд происходит сгорание масла, дым исчезает и больше не появляется. Появление синевато-белого дыма не говорит о серьезной проблеме, не превышает расход масла и не является признаком изнашивания поршней. Его можно сравнить с «одеревенелостью» тела по утрам, которая быстро исчезает после нескольких движений.

Образование густого белого дыма после прогрева

Появление белого дыма после прогрева двигателя, когда его облако достигает огромных размеров и плотности, говорит о существующей проблеме. Густой белый дым является признаком того, что охлаждающая жидкость, наполовину состоящая из воды, попала в двигатель. При нагревании двигателя происходит расширение металлических деталей, из которых он состоит. Между деталями, в том числе в головках цилиндров, располагаются прокладки, называемые сальниками. Их задача – не дать протечь охлаждающей жидкости внутрь цилиндра. При изнашивании сальников головок жидкость начинает просачиваться в цилиндр. Во избежание серьезных проблем с двигателем необходима замена прокладок блока цилиндров. Густой белый дым может появиться и в результате появления трещины в головке цилиндра. Это серьезная проблема, требующая обращения в автосервис.

Постоянный белый дым

Некоторые автомобили выпуска середины 90-х годов оборудованы клапаном с вакуумным шлангом для двигателя. Образование густого белого дыма происходит по причине попадания трансмиссионной жидкости в двигатель через этот клапан. Жидкость, попадающая в цилиндры, быстро загрязняет свечи зажигания, что влечет за собой отсутствие искры и неработоспособность цилиндра. В этом нет ничего хорошего, но говорить о большом риске для двигателя в этом случае не стоит.

Образование черного дыма из выхлопной трубы

Черный дым, идущий из выхлопной трубы, свидетельствует о попадании в нее не прогоревшего топлива. Дым может появиться в результате попадания в цилиндры большого количества топлива по причине залива свечей. На современных автомобилях с инжекторами залив свечей может происходить из-за давления топлива или системы впрыска. Могут быть и другие причины. Например, потеря мощности и потребление большого количества горючего. В определенный момент свечи окончательно загрязняются и перестают работать. Для исправления этой неполадки необходимо специальное оборудование, имеющееся в автосервисе.

Постоянный синевато-белый дым

Если моторное масло постоянно попадает в цилиндры, наблюдается постоянное присутствие синевато-белого дыма. Это связано с поршневым кольцом, уплотняющим зазор между поршнем и цилиндром. Внимательный к своей машине автомобилист заметит характерное при этой неполадке увеличение расхода масла и сможет вовремя решить проблему. Если оставить ее без внимания, масло может залить свечи и проблем станет больше. Для проверки каждого цилиндра потребуется специальное оборудование, то есть придется обращаться в автосервис.

Природа появления сизого дыма из выхлопной трубы автомобиля

Необычный окрас выхлопных газов всегда означает, что неисправна какая-либо из систем или узлов автомобиля. Опираясь на простую наблюдательность, есть возможность определить поломку определенного механизма.

Если, к примеру, выхлоп белого цвета свидетельствует о присутствии в цилиндрах охлаждающей жидкости, а черногоо перенасыщенной смеси, то главная причина, когда идет синий дым из глушителя – это сгорание масла в ДВС. Отсюда идет и его название – «масляный», что говорит о серьезных проблемах с двигателем.

В то же самое время нужно принимать во внимание, что выхлопные газы могут иметь разные оттенки, а это зависит от многих факторов, среди которых:

  • степень прогрева мотора;
  • состав и качество двигательного масла;
  • количество оборотов;
  • условия внешней освещенности и влажности окружающего воздуха.

Очевидно предположить, что «масляный» выхлоп непременно сопровождается повышенным расходом моторного масла. Это на самом деле так, например, если при штатном расходе 10 г на 100 км пробега сизый дым из выхлопной трубы появляется только в переходных режимах, то превышение эксплуатационных норм потребления масла (износ ДВС) будет выражаться таким же способом, только теперь уже и в режиме постоянного движения.

Черный дым: бензиновый двигатель

Черный дым из выхлопной трубы бензинового двигателя – это следствие горения слишком большого количества топлива, то есть, сильно переобогащенной смеси. В таком случае есть несколько вариантов неисправностей, которые стоит проверить:

  • Отрегулировать карбюратор. Если же в этой области не хватает знаний и практики, то не стоит пытаться сделать это собственноручно – это очень тонкий процесс, который требует крайней аккуратности и полнейшего понятия дела.
  • Проверить герметичность форсунок. Если они не полностью закрываются, то в цилиндры поступает неконтролируемое количество топлива, которое сгорает, от этого образуется сажа, поэтому дым черный.
  • Проверить датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Если он неисправен, то показывает неверное количество проходящего воздуха, соответственно, в цилиндры подается непропорциональное количество бензина, поэтому идет черный дым из выхлопной трубы.

Запах горелого масла и синий дым

Для всех типов поршневых двигателей синий дым из выхлопной трубы означает одно — повышенный расход моторного масла. Если мотор выплевывает облачко синего дыма при перегазовках, и сразу после пуска, то велика вероятность что нужно всего лишь, заменить сальники клапанов. Этот ремонт не стоит откладывать. Так как от толстого слоя нагара на рабочей фаске выпускного клапана может в любой момент отколоться кусочек. Выхлопные газы, устремляясь в эту прореху, прожигают клапан иногда вместе с седлом. Как вы понимаете, промедление в этом случае будет стоить вам денег. Густой синий дым валит из выхлопа трубы, когда мотор расходует очень много масла из-за износа поршневых колец. Для дальнейшей диагностики посмотрите в патрубок отсоса картерных газов, если там обнаружится масло, измерьте компрессию, скорее всего, она будет невысока. Тогда этому двигателю необходима как минимум замена поршневых колец.

Компрессия?

Пониженной компрессией для бензинового мотора, работающего на высокооктановом топливе, является компрессия не более 10 кг/см2. Для измерения компрессии нужно вывернуть все свечи зажигания, а между высоковольтным проводом, идущем с катушки зажигания, и массой зафиксировать искровой промежуток около 5 мм иначе катушка и распределитель могут выйти из строя из-за пробоя. Работа дизельного силового агрегата происходит с гораздо более высокой компрессией. У дизеля пониженной является компрессия меньше 20 кг/см2. Измерять ее следует, вывернув из головки блока все свечи накаливания, чтобы сжатие происходило только в цилиндре, в котором происходит измерение, а остальные не создавали лишнего сопротивления вращению коленвала.

В случае пониженной компрессии в цилиндре, влейте в него при помощи шприца через отверстие под свечу 2 см3 моторного масла и повторите измерение. Если после вливания масла компрессия поднимется, значит в цилиндре изношены кольца. Если результат останется прежним, значит, причина низкой компрессии в неплотном прилегании клапанов к седлам. Виной этому бывает даже отсутствие зазоров в клапанах (зажатые клапаны).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: