Как выехать из колеи на машине

Замерзание раскатанной каши из реагентов, снега и льда приводит к образованию колей. Ледяные выступы на дороге вносят серьезные изменения в стиль вождения, что нужно учитывать как при неспешном движении во дворах, так и при езде по трассе. Рассмотрим, чем опасна колейность, а также как в таких условиях вести автомобиль максимально безопасно.

Колеи в теплое время года

В теплое время года на асфальте колею не найти, но зато их можно запросто встретить на проселочных и лесных дорогах. Мягкий грунт. Если в этой местности мягкий песчаный грунт или часты обильные осадки, то проезжающие машины, даже легковые, пробивают колею, которая с каждым разом становится все глубже и глубже. Усугубить ситуацию могут забуксовавшие машины, которые в попытках выбраться начинают буксовать и выкапывают в этом месте ямы. Рано или поздно машину вытаскивают, а ямы остаются и в них попадают другие машины.

Проезд спецтехники или большегрузных машин. Если по лесным или полевым дорогам двигаются гусеничные трактора и вездеходы, лесовозы и другие грузовые машины, то они пробивают довольно глубокую колею. Легковая машина в такой колее может запросто сесть «на брюхо» или вовсе не проехать. Особенно часто это происходит после весенней распутицы, когда в мягком грунте пробивается колея, которая потом засыхает.

Как выбраться из колеи в теплое время года:

  • Если колея неглубокая, то достаточно разогнаться и резко крутануть рулем влево или вправо. Обычно этого бывает достаточно, чтобы выехать.
  • Если колея глубокая и выбраться из нее не удается, то можно в планируемом месте выезда набросать в колею палки, молодые деревья, камни, землю.
  • Если грунт мягкий, то можно прокопать выезд в боковой стенке колеи.
  • Попробовать вытянуть машину на буксире с помощью другой машины или трактора. В этом случае надо поворачивать и держать руль в ту сторону, куда натянут буксировочный трос.

Даже из самой тяжелой ситуации есть выход. Все машины выбираются из колеи рано или поздно, Иначе все наши грунтовые дороги превратились бы в кладбище застрявшей техники.

Чем опасна колея

Колеи бывают разными. Одно дело – глубокие выбоины, двигаясь по которым, вы рискуете посадить машину на мост. Такой вариант характерен для бездорожья, и чем ниже посадка у автомобиля, тем выше шансы на неблагоприятный исход. Колея на зимней дороге чревата другими неприятностями – заносами, в результате которых возникают аварийные ситуации. И хотя мы описали эти ситуации для примера, на самом деле опасности движения по колее действительно можно условно разделить на весенне-летне-осенние и зимние.

Рекомендуем:  Как быстро разморозить бачок стеклоомывателя?

Чем опасна колея

Главная опасность колейности на дорогах проявляется при проезде колеи под углом. В таких условиях на колеса оказывается различное сопротивление, что оборачивается мощным вращательным импульсом. Если скорость движения в такой момент была довольно высокой, автомобиль сразу же уйдет в занос, стремясь развернуться вокруг своей оси. Среагировать на резкое изменение поведения авто в таком случае трудно даже опытным водителям. При движении на больших скоростях по трассе адекватно среагировать и восстановить контроль над авто и вовсе крайне сложно. Ранее мы рассматривали, что делать в случае заноса, принимая уровень сцепления с дорогой как более-менее постоянную величину. Но в случае колейности дорожного полотна на поведение авто влияет не только положение рулевого колеса и работа педалями, но и изменяющийся коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием.

В качестве подтверждения наших слов приводим видео, где отчетливо видно, как автомобиль уходит в занос после попытки пересечь колею.

Летние условия

В условиях отсутствия снежного покрытия колейность на дороге возникает вследствие давления колес на асфальтобетонную смесь. К сожалению, качество конструктивных слоев, из которых состоит отечественная дорожная одежда, часто оставляет желать лучшего. Несмотря на то что в летний период колейность куда менее опасна для водителей, пренебрегать осторожностью не стоит. На больших скоростях пересечение колеи приведет к раскачке авто, как следствие, к разгрузке автомобиля и изменению баланса коэффициента сцепления колес с дорогой.

Наибольшую опасность колеи представляют во время дождя, так как углубления дорожной одежды заполняются водою. При попадании в такую зону на большой скорости колеса не успевают продавить водяной слой и коснуться твердого покрытия. Возникает эффект гидропланирования, при котором контролировать вектор движения авто чрезвычайно сложно, так как угадать направление уводя в дождливую погоду практически невозможно.

Рекомендуем:  Чем лучше смазывать направляющие тормозного суппорта?

Колея зимой

С колейностью в условиях ледяной или заснеженной дороги сможет справиться даже начинающий водитель. Всего лишь необходимо придерживаться простых правил:

  • значительно снижать скорость перед перекрестками и пешеходными переходами. Если при нормальных дорожных условиях и недостаточном расстоянии для торможения вы можете объехать препятствие на дороге, то в условиях колейности резко изменить направление движения у вас не получится. Выезд из колеи требует подготовительных действий, выполнить быстро которые в случае экстренной ситуации часто не под силу даже опытным водителям. Из глубокой колеи нельзя выехать просто вывернув руль, к тому же ситуацию усугубит выжатая педаль тормоза. Даже при наличии антиблокировочной системы тормозов (ABS) колеса периодически будут блокироваться. Автомобиль без АБС попросту будет «сунуть» как по рельсам в направлении колеи, если водитель с испуга вдавит педаль что есть силы;

  • увеличивать дистанцию до впередиидущего автомобиля по вышеописанным причинам. Многие водители пренебрегают этим простым правилом, что подтверждается возросшим количеством ДТП в зимнее время года. Наиболее разумным решением будет контроль не только за дистанцией до впередиидущего авто, но и за расстоянием до автомобилей, находящихся позади вас. Если вы заметили в зеркале заднего вида, что на скользком покрытии позади идущий автомобиль прижимается к вам слишком близко, при первой же возможности пропустите его вперед. Так вы гарантированно убережете кормовую часть своего авто от кузовного ремонта, а себя как минимум от временных потерь на оформление ДТП;
  • при движении в колее автомобиль может начать рыскать со стороны в сторону. Не пытайтесь выровнять авто резкими поворотами рулевого колеса. Плавно снизьте скорость до полной стабилизации автомобиля;
  • исключите перестроения на большой скорости, старайтесь по максимуму минимизировать ситуации, при которых колею необходимо проезжать под углом. Двигайтесь по дороге максимально прямолинейно, а при необходимости перестроения снижайте скорость;
  • при возможности пропускайте один из желобов колеи посредине автомобиля, двигаясь тем самым поверху колеи.

Зимняя колея

Колеи зимой бывают разными: в снегу, во льду, в грунте. Стенки колеи бывают мягкими или твердыми и обледеневшими. Выбраться из зимней колеи бывает иногда труднее, чем из летней. Какие бывают зимние колеи:

  • Глубокий снег. При сильном снегопаде, когда дороги не успевают очистить, водители пробивают колею в снегу. По такой колее ехать безопасней, чем по ровной поверхности. Машина не скользит и ее не заносит. Трудности начинаются, когда колея становится глубже. Она цепляет днищем за поверхность, а сцепление колес с дорогой слабое, чтобы продвигать ее вперед.
  • Колея во льду. Образуется, когда после периода потепления ударили морозы. Пробитая в мягком талом снегу колея замерзает и покрывается людом. Колеса машин отполировывают колею до блеска. Машину не заносит, но резко затормозить или выбраться из колеи очень сложно.

Как преодолевать подъёмы с колеёй

Если платные парковки обустраивают на ровной площадке, то во дворах часто присутствуют горки, которые зимой обычно обледеневают. Как действовать в таких случаях? Выехать из колеи наскоком не всегда получается – мешает дефицит свободного пространства. Такие участки нужно преодолевать на повышенной передаче. При движении на небольшой скорости это вторая или третья передача, но при этом нужно следить, не началась ли пробуксовка. Если вы поймаете этот момент вовремя – немедленно уменьшите скорость, в противном случае машина рискует остановиться и даже скатиться назад.

Если есть хотя бы несколько метров для разгона – воспользуйтесь ими, в зависимости от набранной скорости переключайтесь на повышенную передачу и при преодолении подъёма пользуйтесь только педалью газа, ни в коем случае не переключая передачу. Если преодолеть подъём не удалось – пускай машина скатится на первоначальный ровный участок, с которого вы сможете повторить попытку. На авто с полным приводом выехать из колеи на подъёме намного легче, но и здесь нужно придерживаться такой же тактики.

Рекомендуем:  Срок службы аккумулятора автомобиля: как продлить
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: