Cистема ABS: принцип работы, плюсы и минусы

Основная проблема, снижающая эффективность торможения – блокировка колес. В этом случае резко снижается сцепление с дорогой, после чего автомобиль теряет управляемость. Особенно опасна блокировка колес во время поворота, при движении по мокрой или скользкой дороге, а также при использовании неравномерно изношенных покрышек. Антиблокировочная система (АБС) позволяет сохранить эффективность торможения в любых условиях.

Какие были генерации антиблокировочной системы?

Прогресс не стоял на месте и понятное дело, что с развитием цифровых технологий, и автомобилей, развивалась антиблокировочная система тормозов. Как уже говорили, первым поколением считается 1970 год, когда впервые создали ABS. Работоспособность оставляла ожидать лучшего, так как ведущая ось блокировалась, а сам механизм системы работал не долгое время и быстро приходил в негодность.

Второе поколение пришлось на 1978 год. Начиная с этого года, на автомобили Mercedes-Benz S-Class и BMW 7-Series начали устанавливать механизм ABS, как стандартную опцию. Стоит отметить, что работоспособность механизма была на высоте для тех лет и показывала отличные результаты работы. Теперь основной задачей инженеров было уменьшение габаритов и компонентов системы.

Третье поколение системы ABS выделяют выходом новой системы 2E в 1980-ом году. Основное отличие в том, что вес гидравлического блока уменьшился до 4,9 кг, а до этого был 6,3 кг. Аналогично уменьшилось и количество элементов, вместо 140 стало только 40 элементов.

Четвертая генерация антиблокировочной системы ABS приходится на 1995-ый год, когда появилась версия 5,3. Очередное уменьшение веса привело к показателям 2,6 кг и 25 компонентов вместо 40-ка. Пятое поколение считают в 2003 году, с выходом системы ABS 8. Инженеры обошли первую генерацию большим кругом, вес блока составил 1,6 кг, а количество элементов 16.

Последнее шестое поколение приходится на 2010 год. Именно в этом году компания Bosch производит ABS, где гидравлический блок весит 1,1 кг, а количество элементов составляет всего 9 деталей. Этот же год считается моментом старта компании Bosch в направлении систем безопасности (активных и пассивных). По всей вероятности, в 2020 году Бош представит доработанную систему, тем самым выделив новое поколение. Предполагают, что в основе будет только электроника, которая сможет паразитировать на существующих механизмах автомобиля.

Рекомендуем:  Карбюратор или инжектор – сравнение, принцип действия, преимущества и недостатки

Нет ничего идеального

Может создаться впечатление, что антиблокировочная система идеальна и безукоризненна. На самом деле это не так, и у неё есть свои недостатки, о которых нужно знать.

Так, к примеру, АБС может оказать медвежью услугу при торможении на снежной, песчаной, грунтовой дороге или на льду. Дело в том, что в этих случаях идеальным с точки зрения длины тормозного пути будет заблокированное колесо, особенно если оно обуто в шипованную резину.

Но зато во всей красе ABS себя демонстрирует на мокром, сухом и ровном покрытии – тут равных ей нет.

На этом, уважаемые читатели и подписчики, наш краткий рассказ об антиблокировочной системе можно завершить.

В заключение хотелось бы сказать, что какой бы совершенной ни была электроника автомобиля, водителем всегда остаётся человек. Поэтому расслабляться за рулём, уповая на всесильные современные технологии, всё же не стоит.

Бдительность и внимание на дороге – это то что в первую очередь убережёт Вас и Ваших близких от неприятных ситуаций.

До новых встреч, друзья!

Подписывайтесь на новый материал и поделитесь полученными знаниями, ведь это наша безопасность и безопасность наших близких.

Как работает АБС

Основа системы – датчик, передающий на контроллер информацию о скорости вращения каждого колеса. На многих автомобилях колесный датчик АБС является также датчиком скорости. Принцип работы этого устройства основан на эффекте Холла – изменении ЭДС (электродвижущей силы) катушки индуктивности, когда рядом с ней проходит кусок металла. Датчик установлен с обратной стороны ступицы колеса. Он состоит из зубчатой шестерни и катушки индуктивности. Когда колесо вращается, зубья шестерни проходят рядом с катушкой и производят в ней ЭДС. Сигналы с катушки поступают на управляющий блок.

Если один из датчиков перестал подавать сигналы, то контроллер подает сигнал на модулятор (блок клапанов), который снижает давление в тормозной магистрали соответствующего рабочего цилиндра тормозов. Колодки тормозного механизма разжимаются до тех пор, пока датчик снова не начнет подавать сигналы. После чего давление снова возрастает, чтобы повысить эффективность торможения. Как только колесо снова приблизится к порогу блокировки, процесс повторяется. Этот процесс происходит даже в том случае, если блокируется не одно, а два или три колеса. В результате торможение происходит рывками, с постоянно изменяющимся давлением в тормозной магистрали каждого колеса.

В секунду происходит до двадцати циклов увеличения /снижения давления, из-за чего на некоторых автомобилях создается ощущение, что педаль тормоза дрожит или дрыгается.

Типы АБС

На легковых автомобилях применяется антиблокировочная система следующих типов:

  • с гидронасосом и полностью электронным управлением;
  • с главным тормозным цилиндром, подкачивающим насосом и электромеханическим управлением.
Рекомендуем:  Инжекторная система впрыска

Основное отличие различных систем ABS в способе создания давления тормозной жидкости. В системе с гидронасосом и полностью электронным управлением торможение происходит за счет открытия клапанов. При нажатии на педаль тормоза, ее датчик определяет усилие, затем передает сигнал контроллеру, который, в свою очередь, управляет работой блока клапанов. Когда открывается подающий клапан, то жидкость, находящаяся в гидроаккумуляторе под большим давлением, поступает в соответствующую тормозную магистраль. Чем сильней/ дольше открыт клапан, тем больше жидкости поступает в магистраль, а значит, выше тормозное усилие. Когда водитель отпускает педаль тормоза, ее датчик информирует об этом контроллер , который посылает команду блоку клапанов. Модулятор полностью закрывает подающий и открывает обратный клапан. В результате жидкость проделывает следующий путь: приемный резервуар → насос → гидроаккумулятор.

Антиблокировочная система тормозов также существует в упрощенном варианте. В ней основное давление создает главный тормозной цилиндр, с которого жидкость поступает в модулятор. Для обеспечения пульсирующего торможения к модулятору подключен подкачивающий насос, который поддерживает заданное давление на входе. Устройства такого типа заметно дешевле, к тому же тормозная система работает даже при выключенном двигателе и снятом аккумуляторе. Неисправность любого элемента, кроме главного и рабочих цилиндров, приводит к снижению эффективности торможения, но не является критическим. Если контроллер или модулятор такой АБС повреждены, тормоза будут работать так же, как на автомобилях без нее.

Обслуживание АБС

Наиболее вероятное место обрыва цепи

Антиблокировочная система нуждается в регулярном обслуживании, состоящем из следующих операций:

  • замена тормозной жидкости;
  • проверка состояния главного и рабочих тормозных цилиндров;
  • проверка модулятора;
  • проверка насоса;
  • проверка тормозных трубок и шлангов;
  • проверка колесных датчиков;
  • проверка электропроводки.

Самостоятельная замена тормозной жидкости возможна только на системах, где давление создает главный цилиндр. Эту операцию проводят так же, как на автомобилях без АБС – старую жидкость сливают, наливают новую, затем прокачивают всю систему. На автомобилях с вакуумным усилителем тормозов возможен самостоятельный ремонт рабочих и главного тормозных цилиндров. На автомобилях с электронной АБС для замены жидкости, прокачивания системы или ремонта отдельных узлов необходимо специальное дорогостоящее оборудование. Поэтому такие работы необходимо доверять только проверенному автосервису.

Рекомендуем:  Принцип работы VNT-турбины

Когда появилась система ABS?

Впервые о антиблокировочном механизме тормозов заговорили еще в далеком 1920-ом году, когда подобным механизмом стали оборудовать самолеты. Первые разработки принадлежат французской компании Avions Vision, известный тогдашний производитель различной авиатехники и автомобилей.

Шестнадцать лет спустя компания Bosch запатентовала первую систему ABS, которая срабатывала при резком торможении. До реализации дело не дошло, так как не было цифровых технологий, позволяющих вести постоянный контроль. В 1960-ые года проект снова возобновили, благодаря появлению полупроводниковых технологий. Первые практичные образцы системы ABS появились в 1971 году, разработанные компанией General Motors.

Первые серийные образцы стали устанавливать на автомобили, в качестве опции, в середине 1970-ых годов. В качестве стандартного набора в 1978 году компания Mercedes ввела ABS для моделей Mercedes-Benz W116 (прототип современного S-Class). Эстафету мгновенно подхватила компания BMW, установив на модель 7-ой серии. На момент выхода система, её стоимость составляла порядка 10%!от общей цены автомобиля. В наши дни, начиная с 2004 года всех авто производителей в Европе обязали устанавливать ABS, как стандартную опцию, даже для самой «бедной» комплектации.

Фаза нормального торможения

При обычном тормо­жении напряжение на электромагнитных клапанах отсутствует, из главного цилиндра тормозная жидкость под давлением свободно проходит через открытые электромагнитные клапаны и приводит в действие тормозные механизмы колес. Гидронасос не работает.

Рис. Фазы торможения: а) фаза нормального торможения; б) фаза удержания давления на постоянном уровне; в) фаза сброса давления; 1 – ротор колесного датчика; 2 – колесный датчик; 3 – колесный (рабочий) цилиндр; 4 – электрогидравлический модулятор; 5 – электро­магнитный клапан; 6 – аккумулятор давления; 7 – нагне­тательный насос; 8 – главный тормозной цилиндр; 9 – блок управления

Задача каждого водителя — избежать ДТП, и антиблокировочная система оказывает в этом неоценимую помощь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: