Признаки неисправных свечей зажигания

По внешнему виду свечей зажигания можно судить о том, какие проблемы в настоящий момент имеет инжекторный двигатель автомобиля. Все его неисправности и неисправности его системы управления напрямую отражаются на состоянии свечей зажигания. По нагару на электродах свечей зажигания можно судить как о состоянии двигателя, так и состоянии самих свечей. Рассмотрим некоторые, наиболее часто встречающиеся, варианты возникновения различного нагара на свечах зажигания на примере двигателя  2111 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 оборудованного системой впрыска топлива.

Диагностика по свечам зажигания

— Нормальная свеча

Цвет электродов и резьбовой части свечи зажигания коричневый или серовато-желтый (см. фото выше). Износа электродов практически нет, зазор между ними соответствует норме. Свеча по своим характеристикам и калильному числу соответствует двигателю. Система управления инжекторным двигателем работает нормально.

— Свеча с сажевыми отложениями

Сухой черный или темно-серый налет (сухая копоть) на электродах и резьбовой части свечей зажигания говорит о богатой топливной смеси, поступающей в цилиндры двигателя, засоренности форсунок, проблемах с системой зажигания или выходе самой свечи из строя (пробое). При этом двигатель работает с пропусками зажигания, возможен затрудненный запуск и неустойчивый холостой ход, черный дым из глушителя. Следует проверить степень загрязненности воздушного фильтра, исправность датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), датчика кислорода, регулятора ХХ.

— Белый или серый налет на электродах

Свеча не соответствует по калильному числу для данного двигателя («холодная»). Постоянный сильный перегрев двигателя. Возможно неисправен вентилятор системы охлаждения на радиатор или датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Обедненная топливная смесь по причине неправильной работы какого-либо датчика ЭСУД (например, датчика кислорода, датчика температуры ОЖ) или регулятора ХХ.

— Замасленные электроды

Электроды и резьбовая часть покрыта маслом. Причиной может служить попадание лишнего моторного масла в камеру сгорания. Масло может попасть из-за изношенных поршневых колец или маслосъмных колпачков, направляющих втулок клапанов. При этом запуск двигателя будет затруднен, возможны пропуски в работе цилиндров, сизый дым из глушителя (постоянно идет — проблемы с кольцами, при перегазовках — с колпачками), подергивания двигателя при работе. В такой ситуации необходим ремонт головки двигателя или его цилиндропоршневой группы. Виновника неисправности можно выявить, проведя замер компрессии в цилиндрах двигателя.

— Металлосодержащий налет

Кирпично-красные отложения окислов железа на изоляторе. Появляются при наличии в бензине металлосодержащих антидетонационных присадок (ферроценов). При работе двигателя на режиме больших нагрузок, при высокой температуре в камерах сгорания окислы железа восстанавливаются в токопроводящие дорожки из чистого железа и замыкают центральный электрод на «массу». Это вызывает пропуски зажигания и как следствие падение мощности и приемистости двигателя, повышенный расход топлива. Возможно скорое разрушение каталитического нейтрализатора из-за превышения в нем температуры при догорании не сгоревшего топлива. Рекомендуется в такой ситуации сменить заправку и свечи (так как такой налет ни чем не удаляется).

— Разрушенный изолятор

Изолятор может быть растрескавшимся или со сколами, что может привести к повреждению поршня. Причина – повышенная детонация в цилиндрах двигателя, неисправный датчик детонации. Возможно, применяется топливо с октановым числом не соответствующим данному двигателю.

Очень часто присутствует сочетание нескольких видов налета. Например, свеча с черным налетом и к тому же замасленная свидетельствует об износе цилиндропоршневой группы или клапанного механизма.

Примечания и дополнения

— При замене свечей зажигания новыми, рекомендуется устанавливать свечи с характеристиками идентичными старым свечам. Производитель может быть иной.

— Черный и масляный налет со свечи можно удалить прочистив ее металлической щеткой и промыв в бензине. В случае особо сильного загрязнения рекомендуется замачивание свечей в ортофосфорной кислоте или преобразователе ржавчины (содержит ортофосфорную кислоту).

Еще статьи по свечам зажигания

— Проверка искры на свечах зажигания

— Подбор свечей зажигания для карбюраторных и инжекторных двигателей автомобилей ВАЗ

— Проверка и регулировка зазора между электродами свечей зажигания

Содержание

Рекомендуем:  Как заменить щетки на стартере ВАЗ 2108, 2109, 21099

Немного истории

Свечи зажигания появились вместе с бензиновым двигателем. Интересно, что общая концепция этого элемента мало изменилась с момента появления. Конечно, этот элемент постоянно дорабатывается, разрабатываются новые технологии, повышающие ее эксплуатационные показатели.

Интересно, что первые свечи, используемые на авто были разборными. Обуславливалось это тем, что особенности работы силовых установок тех лет оставляли желать лучшего, да и бензин высоким качеством не отличался. Поэтому свечи очень быстро засорялись продуктами износа. Но любой автомеханик мог снять свечу, разобрать, очистить, поставить на место, и она продолжала работать. Неразборные свечи, которые после прекращения работы просто заменялись на новые, предложил Г. Форд.

Проверка пьезоэлектрическим тестером

В автомобильных магазинах продается специальный пьезоэлектрический тестер (пьезопистолет), при помощи которого можно проверить искру. Использовать подобный аппарат просто: нужно просто вставить свечу в прибор и нажимать кнопку. Исправная свеча, закрепленная в пистолете, будет давать искру. Можно не приобретать подобный разрядник, а изготовить его своими руками с использованием зажигалки. Конец провода, идущего от пьезоэлектрического блока, нужно соединить с контактной головкой, а сам блок с кнопкой прижать к корпусу свечи. Самодельный разрядник готов. Если при нажатии кнопки искра не проскакивает, то свеча является неисправной.

Статья в тему:  Капитальный ремонт двигателя, экономическая целесообразность восстановления

Погрешность

Основным недостатком описанных методов проверки, проводимых на открытом воздухе, является разница давлений (атмосферного и рабочего), в результате этого даже неисправная свеча при проверке тестером может давать искру, поскольку в цилиндре двигателя под избыточным давлением для образования искры требуется большее напряжение, чем в нормальных условиях. Именно поэтому подобные методики не могут гарантировать 100%!й точности результата.

Специальный стенд для проверки, имеющийся в автомастерских, имитирует работу под давлением в цилиндре, приближая условия диагностики к реальным. Однако можно изготовить подобный прибор самостоятельно.

Первичная диагностика на двигателе

Конечно, для диагностики можно обратиться в автосервис, где имеется специальный стенд и разрядник. Однако проверка свечей зажигания при желании может быть выполнена самостоятельно.

Для косвенной экспресс-диагностики не понадобится стенд или какое-либо другое приспособление. Провести первичную проверку своими руками очень просто. Необходимо поочередно отсоединять высоковольтные провода и наблюдать за тем, как работает двигатель. Если при отключении какого-то цилиндра характер работы не изменяется, значит, причина кроется именно здесь.

Тем не менее такой метод не гарантирует 100%!уверенности в том, что неисправность кроется именно в свече, так как не исключены проблемы с другими элементами системы зажигания, например, с модулем зажигания или с высоковольтным проводом.

Снятие и проверка зазора

Для снятия свечи понадобится свечной ключ. Сначала нужно отключить высоковольтный провод, а затем с помощью ключа осторожно выкрутить свечу.

Перед проверкой зазора необходимо очистить свечи от отложений. Проверка зазора между электродами выполняется при помощи плоского щупа. Нормативное значение зазора указано в руководстве по техническому обслуживанию и ремонту или на упаковке деталей.

Проверка функционирования снятых свечей зажигания

После контроля и выставления необходимого зазора нужно провести проверку искрообразования. Ее можно провести различными способами:

  • проверка на автомобиле в снятом состоянии;
  • проверка мультиметром;
  • проверка пьезопистолетом;
  • проверка с использованием контрольного устройства, изготовленного своими руками.

Устройство системы зажигания

За долгие годы, начиная с момента изобретения ДВС, принципиально никакие новшества в строении и функционале свечей не вводились. Главной задачей было и остается преобразование электрической энергии с созданием высоковольтной дуги, приводящей к воспламенению топливной смеси.

Камера сгорания, где происходит «оживление» двигателя, включает в себя:

  1. Керамический изолятор. Он обеспечивает устойчивое и бесперебойное формирование искры.
  2. Металлический корпус, позволяющий аккуратно установить конструкцию в двигатель.
  3. Электроды, которые подают и преобразовывают электроток в дугу.
  4. Головку контакта, имеющую резьбовое соединение.

«Сердце» системы зажигания – два электрода. Ток от генератора поступает по проводам высокого вольтажа от головки непосредственно к свечам. Технологический процесс за годы существования ДВС остается неизменным.

Как проверить свечи зажигания?

Первое, что требуется при проверке свечей зажигания – это полностью отключить всю систему, после чего можно приступить к подготовительным работам, которые состоят из нанесения разметки на высоковольтных проводах, с тем, чтобы обозначить принадлежность кабеля определенному цилиндру. Производится это при помощи маркера или скотча. Не исключено, что метки уже существуют, тогда можно приступить к снятию наконечников со свечей. Напомним, что при этой процедуре необходимо брать наконечник за корпус, а не тянуть его за провод, рискуя вызвать его повреждения.

Рекомендуем:  Проточка тормозных дисков своими руками

Когда очередь доходит до демонтажа свечей, следует очистить прилегающую к ним область при помощи сжатого воздуха, иначе грязь со свечей может попасть в цилиндры. Свечи выкручивают при помощи специального свечного ключа

Это интересно:  5-ка самых изысканных разводов на СТО, за которые можно хорошо заплатить

Определенные результаты дает и визуальный осмотр: так сразу отбраковываются свечи, имеющие белесый налет, говорящий о перекаливании. Если на свече есть сухие отложения черного цвета, то топливная смесь перенасыщена, и требуется принять меры по её нормализации.

Проверка работоспособности свечей зажигания при помощи тестера

Проверка работоспособности свечей может производиться при помощи тестера, который легко купить в любом магазине автозапчастей или даже сделать самому. Этот простейший прибор для проверки свечей зажигания можно сделать из обычной пьезозажигалки. Для этого пьезоблок достается из корпуса, его провод удлиняется до необходимого размера (15 см).

Видео — как проверить свечу зажигания с помощью тестера

К верхнему контакту проверяемой свечи присоединяется удлиненный провод, к корпусу свечи прикладывается пьезоэлектрический блок, после чего нажимается кнопка пьезоэлектрический блок до щелчка, и если свеча исправна, между контактами появляется хорошо заметная искра. Так проверяют все свечи из комплекта, откладывая исправные в одну сторону, сомнительные – в другую.

Проверка мультиметром

Еще один косвенный способ диагностики, не гарантирующий 100%!верности результата, можно реализовать, используя такой прибор как тестер электрических цепей (мультиметр).

Схема проверки:

  • прибор выставляется на сопротивление 20 кОм;
  • один провод мультиметра соединяется с контактной головкой, а другой с центральным электродом.

Если контакт есть (тестер показывает сопротивление), то причиной неисправности может быть повреждение изолятора. К сожалению, это устройство не разрядник, поэтому, недостатком такой методики является невозможности контроля искры. Кроме того, для различных типов свечей должно устанавливаться свое значение сопротивления, которое не всегда известно.

Признаки неисправности. Проверка свечей зажигания.

Все направлено на то, чтобы свеча смогла дольше отработать без перебоев. Но в процессе эксплуатации она все же изнашивается, а поскольку она неразборная, то в случае проблем с ней производится замена.

Признаков неработающей свечи, или функционирующей с пропусками (искра – не постоянна), не так уж и много, но они достаточно явны:

  1. плохой запуск двигателя;
  2. нестабильная работа мотора на каком-то или всех режимах;
  3. увеличение потребления топлива;
  4. снижение тяги и динамики.

Видео: Замена свечей зажигания

Если все это имеется, в первую очередь проверяется состояние свечей. Но для этого необходимо их извлечь. Хотя определить, действительно ли какой-то цилиндр не работает по вине свечи можно из без выкручивания. Все просто – на 3 цилиндрах двигатель еще сможет функционировать, хоть и с перебоями (что и происходит при одной работающей свече), а на 2 – уже нет.

Достаточно завести мотор, а далее просто поочередно снимать наконечники со свечей. Если мотор работает нестабильно, а после снятия наконечника и вовсе останавливается, значит, свеча отключенного цилиндра  рабочая. Снова заводим двигатель и снимаем наконечник, но уже со следующей свечи. Если мотор остановился, повторяем процедуру. И так делаем, пока не найдем неработающую свечку, при снятии наконечника с которой мотор будет продолжать работать, хоть и с перебоями.

Первичная диагностика на двигателе

Конечно, для диагностики можно обратиться в автосервис, где имеется специальный стенд и разрядник. Однако проверка свечей зажигания при желании может быть выполнена самостоятельно.

Для косвенной экспресс-диагностики не понадобится стенд или какое-либо другое приспособление. Провести первичную проверку своими руками очень просто. Необходимо поочередно отсоединять высоковольтные провода и наблюдать за тем, как работает двигатель. Если при отключении какого-то цилиндра характер работы не изменяется, значит, причина кроется именно здесь.

Тем не менее такой метод не гарантирует 100%!уверенности в том, что неисправность кроется именно в свече, так как не исключены проблемы с другими элементами системы зажигания, например, с модулем зажигания или с высоковольтным проводом.

Снятие и проверка зазора

Для снятия свечи понадобится свечной ключ. Сначала нужно отключить высоковольтный провод, а затем с помощью ключа осторожно выкрутить свечу.

Рекомендуем:  Устройство резонатора выхлопной системы

Перед проверкой зазора необходимо очистить свечи от отложений. Проверка зазора между электродами выполняется при помощи плоского щупа. Нормативное значение зазора указано в руководстве по техническому обслуживанию и ремонту или на упаковке деталей.

Статья в тему:  Как сделать компрессометр своими руками?

Проверка функционирования снятых свечей зажигания

После контроля и выставления необходимого зазора нужно провести проверку искрообразования. Ее можно провести различными способами:

  • проверка на автомобиле в снятом состоянии;
  • проверка мультиметром;
  • проверка пьезопистолетом;
  • проверка с использованием контрольного устройства, изготовленного своими руками.

Проверка на автомобиле в снятом состоянии

Схема следующая:

  1. снять колпачки высоковольтных проводов;
  2. выкрутить свечи;
  3. соединить их при помощи металлической проволоки через контактные головки;
  4. замкнуть конец проволоки на «массу», то есть на любую металлическую часть автомобиля;
  5. надеть высоковольтные провода;
  6. прокрутить двигатель стартером и наблюдать за появлением и характером искры.

Используя такой разрядник, можно установить, что если искра слабая, то, скорее всего, ресурс детали на исходе и ее нужно заменить.

Важность качественных свечей зажигания

Полученная искра в камере сгорания «поджигает» топливо-воздушную смесь, запуская рабочий процесс, позволяющий двигателю полноценно функционировать. За счет свечей зажигания оживает силовой агрегат, без них оставаясь бесполезным куском металла.

Малейший дефект свечей способен пагубно сказаться на работоспособности двигателя, вплоть до его выхода из строя. Поэтому при подозрении даже на минимальные проблемы свечей необходимо их устранять, не дожидаясь фатальных последствий.

Исправность маленького, но важного элемента должна обязательно проверяться в момент прохождения планового техосмотра, а замена осуществляться по определенному производителем регламенту.

В момент выхода детали из строя происходит скачок нагрузки на катушку зажигания, быстро заканчиваясь ее поломкой. При этом цена свечи зажигания несоизмеримо мала по сравнению со ценником на катушку. Движение с двигателем, в котором неисправны свечи, характеризуется неустойчивостью на холостых оборотах и повышенной нервозностью водителя.

Хорошо отлаженный силовой агрегат плавно и мягко работает в режиме 1000 оборотов. Неисправные свечи провоцируют скачки показателей тахометра, одновременно двигатель может вибрировать либо издавать неприятное скрежетание. Поэтому определить причину нестабильной работы мотора, греша на систему зажигания, по силам даже человеку, далекому от автомобильного «железа».

Свеча зажигания — описание

Свеча зажигания, как компонент высоковольтной системы искрообразования, работающий при большом давлении и температуре — достаточно прочное изделие из фарфора и металла. Однако, в этом кроется и главная причина отказа свечей — со временем на стыке соединения двух компонентов с разными коэффициентами температурного расширения происходит неплотность и утечка — продувка свечи выхлопными газами. Свечи не любят загрязнения фарфоровой части, потому что пробой по загрязнению ухудшает искрообразование, способствует пробою изолятора и приводит свечи в негодность . Под загрязнением понимается любое отклонение состава топливо / воздушной смеси от нормы : богатая, некачественное топливо, сажа, попадание масла в камеру сгорания .

Это интересно:  Как защитить машину от сколов? (видео)

Диагностика искры на свече зажигания охватывает диагностику всей системы зажигания : свечи, высоковольтные провода / колпачки, катушки зажигания, коммутатор / ЭБУ, регулировка установки и работоспособность опережения угла зажигания. Искра это показатель работоспособности всей системы воспламенения топливо / воздушной смеси.

Заводское изделие

Заводской прибор для проверки свечей зажигания под давлением имеет следующие основные узлы:

  • корпус в виде пистолета, оборудованный специальным наконечником, выполняющим роль щупа;
  • световой индикатор;
  • колпачок из пластика, имеющий внутри сердечник, подсоединенный к проводу;
  • внутри устройства расположен небольшой генератор, его назначение — диагностика работоспособности СЗ.

При проверке исправности СЗ вышеописанным прибором, нет необходимости запускать двигатель — это позволяет сэкономить расход топливной смеси.

Работоспособность СЗ проверяется таким образом:

  • осмотрите СЗ, при наличии внешних дефектов (нагарообразование, нарушение целостности свечного корпуса, повреждение контактов) замените изделия новыми;
  • отсоедините высоковольтный провод, на его место установите пластиковый колпачок измерительного устройства;
  • наконечник «пистолета» уприте в ГБЦ;
  • надавите кнопку измерительного прибора несколько раз, при этом следите за лампочкой – индикатором, присутствие на ней вспышек указывает на исправность диагностируемой СЗ.

Учтите: отсутствие искрообразования во время проведения диагностики указывает на неисправность тестируемой свечи.

Основной недостаток устройства — погрешность измерений, нельзя судить по наличию искры о сто процентной исправности свечи: давление, создаваемое «пистолетом» отличается от параметра давления действующего внутри двигателя. Образованная искра может иметь недостаточную мощность для обеспечения нормальных эксплуатационных характеристик силового агрегата.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: